top of page

Портрет Селин


Париж 1880-х – это появление стройных улочек и речных трамваев, всемирных выставок и башни Эйфеля. В тот период (как и ранее в ХIX веке) цвели пышным цветом классические искусства, и каждый уважающий себя аристократ брал уроки рисования.

Луи Дюпон исключением не был. Сын промышленного магната, разглядевшего в поездах будущее, он получил прекрасное образование. Что его отличало, так это дар видения и передачи на бумаге ускользающих моментов, самых незначительных деталей. Рисунки оживали на бумаге, потому что рука Луи могла запечатлеть характер человека, а не его тело.

В один из самых важных дней жизни его младшей сестры, Селин, мама попросила Луи нарисовать портрет для альбома. На рисунке мы видим ее после Первого причастия в церкви – в нарядном белом платье и ленточкой на руке, красиво уложенными, ослепительно блестящими волосами. В глазах застыло то ли озорство, то ли новое знание… Скорее, первое, учитывая историю жизни Селин.

Через десяток лет семья переехала из роскошного особняка в Тампле в Чикаго, где глава семейства начал новый бизнес. Во Францию Селин вернулась уже с мужем-археологом, который изучал в основном печати (сфрагистику) и под новой фамилией - Дюбуа. Сентиментальная и неугомонная, Селин сопровождала мужа на раскопках в Месопотамии и Египте, пока не появились дети.

Дети – Луи и Поль – запомнили мать как сплошной комок энергии, которой предрассудки нипочем. Пока другие жены сидели дома, она путешествовала, открывала мир, танцевала и хранила письма, фото и этот рисунок, выполненный братом, которого она очень любила.

В память о матери сыновья сохранили семейный архив, а портрет маленькой Селин часто служил им вдохновением. Она словно говорила: «Наберись смелости и сделай то, что хочется».

Луи погиб в Первой мировой войне, а Поль женился, и остатки архива перешли к дочери и сыну – Жану и Клэр. Жана любовь к семейным историям обошла стороной, поэтому архив сохранила именно Клэр. Это она обрезала обтрепанные края рисунка и наклеила его на основу, потеряв для истории дату и подпись художника.

У Клэр родилась всего одна дочь – Натали. Она была поздним ребенком и почти чудом для родителей. Но её жизнь трагически оборвалась в автокатастрофе. Прямая ветвь семьи угасла вместе с Натали. Остались дальние родственники, которые унаследовали и фамильный дом в Третьем округе, и личные вещи с архивом включительно.

Не зная, что с этим всем делать и выждав траур, наследники устроили распродажу. С молотка ушли мебель, картины, столовые сервизы, остатки былой роскоши…, а меня заинтересовали письма, фотоальбомы и портрет 10-летней девочки, явно выполненный рукой мастера. Историю, которую вы читаете, я узнала именно оттуда. И этот рисунок говорит сам за себя, вы не находите?

Кстати, в наш магазин попали и другие интересные предметы из семейной коллекции Дюпон. О них я расскажу вам в следующий раз.

bottom of page